Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Несколько советов - как оборудовать хорошее звучание в автомобиле...

 

Как оборудовать хорошее звучание в автомобиле? Вопрос настолько многогранный и неоднозначный, что многие так и не находят на него ответ. Одни недовольны качеством установленных компонентов, другие - ценой, третьи - вообще ничем недовольны, поэтому непрерывно экспериментируют, тратя на свое хобби сумасшедшие деньги и получая удовлетворение от самого процесса превращения машины в концертный зал.

Окончательно решить, что же все-таки устанавливать, может только один человек - хозяин автомобиля, то есть вы. Мы же постараемся максимально упростить этот нелегкий выбор с тем, чтобы ваша музыка оптимально отвечала вашим желаниям и соответствовала возможностям.

Существует немало способов построения и совершенствования автомобильной аудиосистемы. Поэтому, несколько рекомендаций по подбору нужных компонентов и аксессуаров для того, чтобы получить желаемое качество звучания, думается, будет не лишними.

Прежде всего, важно раз и навсегда запомнить, что автомобиль - это средство передвижения, а все остальное, включая звук, уже вторично. Поэтому максимально эффективно используйте штатные места для установки, то есть те, которые самим производителем отведены под аудиоаппаратуру. Такой практичный подход уменьшит ваши затраты и сохранит функциональность ?железного коня?.

Кроме того, не следует забывать, что автомобиль - далеко не идеальное место для прослушивания музыки. Здесь существует немало факторов, препятствующих хорошему звучанию, таких как, вибрация, высокая (или низкая) температура, ограниченное пространство салона и т.д. Из этого следует, что очень многое зависит от качества компонентов аудиосистемы, которые вы подбираете для установки в свой автомобиль, так что подробной информацией о них лучше обзавестись заблаговременно. Компоненты большинства более или менее серьезных автомобильных систем включают в себя:


1. Головные устройства (магнитолы, CD-ресиверы);

2. Усилители и эквалайзеры;

3. Динамики и кроссоверы.

Еще есть ряд устройств, использующихся для построения таких супераудиосистем, которые специалисты называют звучным термином Hi-end. К ним относятся, например, процессоры, позволяющие не только добиться особого качества звучания (как дома), но и обеспечить множество других спецэффектов. Скажем, при обработке процессором звук слева и справа будет достигать ушей водителя одновременно, несмотря на то, что сидит он у левого борта.

Давайте рассмотрим отдельные составляющие классической, так сказать, без излишеств, аудиосистемы на колесах.

 

Пожалуй, наибольшее влияние на качество звука оказывают именно динамики (громкоговорители). Они различаются по типу, размеру и материалу из которого изготовлены. Существует три основных типа динамиков: широкополосные, коаксиальные и компонентные.

Широкополосные динамики (dual-cone), как правило, недороги и предназначены для воспроизведения широкой полосы частот с помощью одного диффузора (сдвоенного). Частоты здесь в основном средние (как собственно, и само качество звучания).

Коаксиальные динамики стоят дороже и, соответственно, имеют ряд преимуществ по сравнению с широкополосными. Конструкция этих громкоговорителей предполагает наличие в одном корпусе двух диффузоров: вуфера (низкочастотника) и расположенного над ним твитера (высокочастотника), что дает лучшее качество звучания (особенно высоких частот!) по сравнению с широкополосными динамиками.

Иногда производителями применяются не два, а три диффузора в одном корпусе для более качественного воспроизведения каждой полосы частот. Дает ли это реальное улучшение качества звучания - вопрос довольно спорный.

Разнесенные (компонентные) акустические системы - самые дорогие и имеют множество преимуществ по сравнению с широкополосными и коаксиальными громкоговорителями. Основные из них - возможность действительно творческого подхода к установке и более чистое, детальное звучание за счет того, что каждый динамик в компонентной акустической системе отвечает за свой диапазон частот. Поэтому обычно к компонентным аудиосистемам прилагается пассивный (не питаемый) кроссовер - устройство, которое направляет соответствующие частоты к нужному динамику.

Сабвуферы (супернизкочастотные динамики), как следует из самого их названия, предназначены для воспроизведения мощного, глубокого баса. Дело в том, что для обеспечения звучания, соответствующего современным высококачественным головным устройствам, автомобили сегодня буквально нашпигованы громкоговорителями, разбросанными по всему салону. Это делается с целью создания равномерной звуковой сцены. При этом наибольшие трудности в озвучке автомобиля (и здесь он мало чем отличается от обычной жилой комнаты) вызывает качественное воспроизведение низких частот. Наиболее простым и практическим решением проблемы басов является включение в состав автомобильной аудиосистемы сабвуфера, целиком и полностью отвечающего за басовый диапазон звука. Грамотно подобранный сабвуфер заметно повысит качество звучания любой автомобильной аудиосистемы.

Однако у сабвуфера наряду с достоинствами имеются также и недостатки. Например, его частотные характеристики зависят от степени заполнения багажника - дело в том, что динамики этого типа обычно устанавливаются на задней полке, либо на перегородке между салоном и багажником.

Эта особенность монтажа также требует принятия специальных мер по защите диффузора драйвера от механических повреждений, которые могут быть причинены незакрепленным багажом. Поэтому серьезные любители автозвука часто отдают предпочтение корпусным сабвуферам. Спрятанный внутри корпуса громкоговоритель надежно защищен от внешних воздействий. Но, что еще более важно, характеристики сабвуфера в этом варианте можно варьировать в осень широких пределах, изменяя внутренний объем и тип акустического оформления громкоговорителя. Меняя эти параметры можно добиться наилучших результатов.

Наиболее распространены 3 типа акустического оформления корпусных сабвуферов: закрытый корпус, фазоинвертор (открытый корпус) и боксы типа band pass. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, поэтому при выборе нужно определить оптимальный вариант.

Сабвуфер в корпусе закрытого типа наиболее прост по конструкции. В таком акустическом оформлении он излучает звуковые сигналы в широкой полосе частот, что без особых проблем обеспечивает незаметность ?звукового шва? на стыке частотных полос сабвуфера и остальных громкоговорителей.

Но в этом варианте для получения высокого уровня звукового давления на низких частотах требуется очень мощный усилитель. Не случайно сабвуферы закрытого типа имеют большие значения входной мощности: 150-400 Вт.

Для повышения уровня звукового давления на низких частотах имеется испытанное временем конструктивное решение - акустическое оформление типа фазоинвертор. Подъем низов здесь происходит за счет излучения звука столбом воздуха в порт фазоинвертора на частоте его резонанса.

Еще большую чувствительность имеют полосовые сабвуферы (band pass) с весьма сложной конструкцией корпуса. Супернизкочастотники этого типа имеют два (или более) внутренних объема и устанавливаются внутри корпуса на разделяющей стенке. Таким образом фронтальная и тыловая поверхность диффузора нагружены на разные акустические камеры, одна из которых снабжена тоннелем фазоинвертора. В простейшем одинарном сабвуфере band pass имеются всего две акустические камеры, в которых установлен один громкоговоритель (band pass 4-го порядка), а в наиболее сложных конструкциях (трехкамерных сабвуферах 6-го порядка) используются 2 или даже 4 громкоговорителя! Все эти конструктивные "навороты" сделаны с одной-единственной целью - увеличить чувствительность сабвуфера и, соответственно, добиться мощного баса, не наращивая чрезмерно мощность усилителей.

Однако ничто не дается даром, и платой за повышение чувствительности этих сабвуферов стало сужение полосы излучаемых ими частот. Именно поэтому они и получили название "полосовых".

Как видно из этого краткого обзора сабвуферов, существует несколько принципиально разных конструкций их акустического оформления, ориентированных на различные вкусы потребителей. И хотя на выбор конкретной модели динамика влияет множество факторов (например, степень удобства установки в данном салоне автомобиля), некоторые общие выводы напрашиваются сами собой. Если основной вашей целью является максимальное звуковое давление при ограниченной выходной мощности усилителя, то наилучшие результаты вам обеспечат полосовые сабвуферы типа band pass. Если же нужно добиться максимума частот, быстроты и четкости баса, то при наличии достаточно мощного усилителя следует отдать предпочтение супернизкочастотникам в корпусах закрытого типа. В том случае, если можно пожертвовать багажником автомобиля ради достижения высокого качества звучания, достаточно в принципе его задемпфировать звукоизоляционными материалами, сделать отверстия в задней полке и установить на ней сабвуферы - успех будет практически гарантирован.

Характеристики и конструктивные особенности динамиков могут сильно разниться. Стандартные размеры громкоговорителей варьируются от 3,5-дюймовых до 6,5-дюймовых. Реже встречаются громкоговорители нестандартных размеров - от 4х6 до 6х9 дюймов (так называемые "овальные"). Правда, большинство специалистов для установки рекомендуют все-таки "круглые" динамики, считая, что диффузор именно такой формы гарантирует максимум звука при минимуме искажений.

Материалы, из которых изготовлены диффузоры, также разнообразны - бумага, полиламинат, кевлар, полипропилен и т. д. Акустика, по сути - голос системы, поэтому расширение возможностей и правильное размещение громкоговорителей во многом определяет качество звучания. Не слишком впечатляющее звучание штатных динамиков является следствием того, что большинство из них сконструированы для работы в диапазоне между 100 Гц и 10 кГц, и в результате образуются провалы как в полосе самых верхних, так и самых нижних частот. Поэтому многие установщики автомобильной аппаратуры, прежде всего, стараются правильно подобрать и сориентировать в салоне громкоговорители, расширяя тем самым диапазон воспроизводимых частот и улучшая качество звучания в целом.

Это следующее, на что нужно обратить внимание. Как правило, все они укомплектованы высокочувствительным тюнером, встроенным усилителем и магнитофоном (или СD-проигрывателем). В последнее время также получили довольно широкое распространение головные устройства с проигрывателями мини-дисков и дисков цифрового формата МРЕG-3. В более дорогих моделях часто предусмотрена функция дистанционного управления СD-чейнджером - специальным устройством для проигрывания компакт-дисков, имеющим ?на борту? 6, 12 и более СD.

Примем за аксиому, что современное головное устройство не бывает без следующих функций:

1. Регулировка громкости.

2. Регулировка баланса.

3. Регулировка фейдера (с помощью этой функции можно ?сдвигать? звук вперед или назад при условии, что магнитола имеет 4-каналь-ный усилитель и все 4 динамика установлены и подключены в вашем автомобиле).

4. Регулировка высоких и низких частот.

5. Подъем баса (иногда это называют тоно-компенсацией).

Основными техническими характеристиками магнитолы являются:

? Выходная мощность. Она влияет не только на громкость, как принято думать, но и на качество звучания.

? Количество каналов. Двухканальная магнитола позволяет установить в машине только 2 динамика, а четырехканальная - 4 (двухканальная магнитола редкость и отличается в цене от своих четырехканальных товарок всего на несколько условных единиц, выбор такой магнитолы не оптимален).

? Наличие линейных входов и выходов. Это обеспечивает возможность дальнейшего наращивания аудиосистемы.

? Системы шумоподавления и различного рода дополнительные регулировки.

? Эксплуатационные удобства. Это возможность приглушения звука, RDS, настройка цвета подсветки дисплея, а также дизайн органов управления. Мелочи, конечно, но мелочи приятные.

? Дизайн. Это тоже техническая характеристика. Например, для кого-то удобен кнопочный регулятор громкости, для кого-то - вращаемая ручка, кому-то по вкусу придется сенсорный экран.

Аппарат какого производителя выбрать - вопрос, как говорится, ?на засыпку?. Вариантов сегодня множество и часто выбор - это дело вкуса.

При покупке нового головного устройства есть немалый риск нарваться на ?серые? модели - из-за неосведомленности или желания немного сэкономить. По сути, это - нелегальные или полулегальные образцы автомобильной аудиотехники на российском рынке car audio. Как правило, эта аппаратура абсолютно не соответствует условиям эксплуатации в России, в связи с чем у ее пользователей зачастую возникают проблемы.

Для начала несколько фактов. Например, у популярной у нас в стране фирмы ?Clarion? существует три основные линии аппаратуры:

?Asia?, ?USA? и ?Europe?. Приемники модели ?Europe? рассчитаны на европейскую систему FМ-вещания и, соответственно, имеют встроенные усилители сигнала, обеспечивающие стабильный прием на достаточно большом удалении от источника. Для магнитол также характерны усиленные кассетные транспорты, которые рассчитаны на многолетнюю напряженную работу, поскольку европейцы (и украинцы в том числе!) являются традиционными приверженцами компакт-кассет. СD-транспорт имеет повышенную виброустойчивость, что важно, учитывая состояние наших дорог.

Что касается моделей ?Asia? и ?USA?, то это продукция, не приспособленная для наших условий эксплуатации. В США, например, уже давно популярны, главным образом, мини-диски и СD. Поэтому кассетные транспорты автомагнитол американской линии не рассчитаны на длительную и частую работу. Многие детали лентопротяжного механизма у них выполнены из пластмассы. Для США этого абсолютно достаточно - там кассеты в автомобиле слушают буквально раз в год. К европейским же магнитолам предъявляются совершенно другие требования, и у них кассетные транспорты, в основном, выполнены из металла.

Кроме того, в Америке не существует региональной системы FМ-вещания. Там есть только маленькие местные станции, расположенные равномерно по всей стране на незначительном расстоянии друг от друга. Соответственно, приемники не оснащены усилителями сигнала и автоматически отключаются, когда сигнал ослабевает, с тем чтобы начать поиск нового источника на той же частоте. В Европе (и в Украине, в частности) все абсолютно по-другому: даже на незначительном удалении от города тюнер, сделанный для США и Канады, уже не способен принимать сигнал - ему просто не хватает чувствительности.

Существуют также модификации аппаратуры для стран Африки и Ближнего Востока, специально предназначенные для местных климатических условий и не выдерживающие наших морозов. Например, чтобы СD-транспорты не сбивались на дорогах, применяются масляные демпферы (амортизаторы), которые заполняются специальной смесью. Но дело в том, что температура замерзания этой смеси зависит от того, для какого климата выпущен чейнджер. Аппарат, который сработан, например, для Арабских Эмиратов или Мексики, в Украине, может, и ?протянет? несколько летних месяцев, но встанет, как только температура понизится до 0 ?С.

Это хорошо знают профессиональные установщики аппаратуры, и они должны предупреждать клиента, что не ручаются за долговечность и качественную работу такого аппарата.


Aliexpress . . .
Похожие материалы по теме
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мини чат

Сообщения чата

Partner Direct

Добро пожаловать

Найти на сайте

2

Warface, онлайн шутер - Полный отрыв

Реклама Direct Advert

Яндекс.Метрика