Джаз и фольклор

 

 Нильс Петтер Мольвер

Нильс Петтер Мольвер

Норвежский джаз как оригинальное явление возник в середине 1960-х годов — как ни странно, в это время массовый интерес к джазу, наоборот, начал падать. Актуальные на тот момент джазовые направления не могли заинтересовать широкую публику — силу и популярность набирал рок. Но именно тогда известность среди людей, увлеченных экспериментальной музыкой, приобрел саксофонист Ян Гарбарек — в то время еще адепт фри-джазовых идей Джона Колтрейна и Альберта Айлера. А с ним и другие тонкие исполнители его поколения, родившиеся в военные или послевоенные годы: суровый любитель рока и крупных форм гитарист Терье Рипдал, романтичный контрабасист Арилд Андерсен, ударник — мастер на все руки и стили — Йон Кристенсен, певица Карин Крог, исполнявшая произведения современников в традициях великих джазовых див.

Этих музыкантов интересовали новые формы, слияние джаза и академической музыки, джаза и фольклора. Поколение Гарбарека и создало среду, благодаря которой в Норвегии сейчас живет и работает немалое количество талантливых музыкантов, изобретающих джаз заново и продвинувшихся так далеко, что норвежский паспорт музыканта уже некоторым образом гарантирует высокое качество его музыки и свободу творческой мысли. Кроме того, Крог и Гарбарек быстро снискали успех на международном уровне, в результате чего норвежским джазменам стало проще привлекать к себе внимание своих знаменитых американских и европейских коллег.

 

 

Музыкальные направления

Музыкальных направлений нынче очень много. Рождаются они чаще всего в процессе смешения двух, трех, а то и более направлений, или в результате их эволюций. Я приведу «небольшой» перечень жанров, направлений и стилей музыки.
Эмблема жанра ACID HOUSE ACID HOUSE — впервые появился в 80х, когда чикагским музыкантам пришло в голову смешать хаус с тяжелой музыкой. Вокал практически отсутствует.

ACID JAZZ — смесь танцевальной музыки 90х и джаза.

AMBIENT — начало 70х. Характерна неконкретность, отсутствие ритма в той или иной степени. Строго говоря, музыкой AMBIENT назвать сложно, скорее набор звуков, шумов.

AVANTGARDE — авангардный рок. Смешение джаза, фолка и рока.

ART ROCK — близко по значению к симфо-року. Значительная часть музыки — инструментальные импровизации, а также европейский и восточный фольклор. Произведения представляют собой длинные пьесы, сюиты.

BALLAD — простая форма, легко запоминающаяся мелодия, в основе рассказ о приключениях или любви.

Блюз есть блюз... BLUES — наследие афроамериканской культуры. Оказал огромное влияние на современную поп-музыку (джаз, поп, рок-н-ролл). Был очень популярен в СССР в 70х.

CLUB MUSIC — клубная музыка (клубняк попросту) — танцевальная монотонная музыка. Включает рад подвидов направлений.

COUNTRY — истоки в американском фольклоре. Представляет собой простенькие песни о дружбе, доме, любви под гитару или банджо.

 


Disco

  • DANCE MUSIC — схожа с клубной, но гораздо легче.

 

  • DISCO — стиль появился в начале 70х. Стал прародителем современных танцевальных стилей. Наиболее яркий представитель группа «Boney'M».

 

  • DREAM-POP — термин изначально использовался для описания музыки PINK FLOYD, типичной электронной психоделики.

 

  • DRUM'N'BASS — сочетание баса и барабанов. Танцевальный стиль.

 

   

 

Ликбез: Реггей-Ска-Рокстеди-Дансхолл-Раггамаффин

 

bob-marley.JPG

Обычно, когда речь заходит о реггей-культуре и связанных с ней музыках, начинается путаница – что откуда произошло и чем друг от друга отличается. Дабы не смущать умы и уши истинных ценителей славных музыкальных традиций, попробуем в виде краткой и не особо занудной статьи прояснить, что к чему.

Первым делом следует уяснить, что реггей – это жанр, в нем до фига разных, хотя и родственных направлений. Типа дерево и ветки, точнее – корни, ведь речь идет о культуре корней (roots, выражаясь инородно).

Приверженцы легенд уверены, что эта музыка, появившаяся в конце 50-х годов, являла собой результат своеобразного соперничества между американским рок-н-роллом и ритм-н-блюзом. Отличалась эта музыка очень энергичным темпом и более всего навеивала желание предаться танцам. Со временем в нее примешались африканские и карибские нотки – сегодня это называется ска.

Чуть позже, в 60-х, появился рокстеди. Единственным отличием от ска стал темп: в рокстеди он был более медленным, но по-прежнему вполне танцевальным. А так, все то же: славная ямайская гитара, булькающие фисгармонии, дополненные барабанами, бас, всевозможные дудки-свистелки, вокал и, само собой, ритм, за который мы так любим и ска, и рокстеди, и их родственников.

Следующая стадия эволюции музыки – кому-то может показаться странным, но опять связанная с замедлением темпа – дала свет реггей-музыке. Этот момент, кстати, склонны забывать некоторые современные «растаманы» с искусственными дредами – они уверены, что реггей был первым. Но нет – всего лишь третьим, после ска и рокстеди. Сам термин «реггей» появился благодаря фантазии Toots и The Maytals, имевших в виду, прежде всего, отношение сей музыки к «королям» (reggae – в вольном переводе с латыни – для короля). От предшествовавших направлений реггей отличался еще несколькими деталями: более выраженными басами, меньшей долей барабанов и качественно новым духовным наполнением. Лирика очень тесно связана с растафарианством. Музыку начального этапа развития этого направления принято называть «музыка корней», именно она оказала наибольшее влияние на последующее становление жанра. Спасибо Бобу Марли!

   

 

Современные музыкальные носители

Мир музыки поистине безбрежен. Вряд ли найдется человек, хотя бы изредка не слушающий музыку. Предпочтения тоже многообразны – от молодого поколения с наушниками в ушах с электронной музыкой, до переполненных залов на симфонических концертах.

Несомненно, что лучше всего слушать музыку, как говорят «живьем». Здесь свою лепту вносят высококачественная современная профессиональная аппаратура или потрясающие акустические особенности консерваторских залов.
Тем не менее, практически в каждом доме найдется персональная фонотека. Мы хотим слушать музыку не только в залах, но и дома, да и вообще везде. Благо, технических средств более чем достаточно, на разный вкус и кошелек. Но особое значение имеет то, на чем эта музыка записана и как она записана.

Если попытаться окинуть взглядом всю территорию музыкальных носителей, то, несомненно, львиную долю займут записи в формате MP3 и на компакт-дисках в формате CD-DA. Справедливости ради, нужно сказать, что записи в формате MP3, в подавляющем своем большинстве – это бывшие CD-DA, известные еще как Audio CD. MP3 имеет огромное количество приверженцев в силу своей компактности, мобильности и достаточно удовлетворительного качества звучания. Основным его потребителем является молодое поколение, т.к. это формат легко приживается в мобильных телефонах и плеерах и легко передается по сетям Интернет или при помощи беспроводных технологий. Но ценители музыки относятся к нему не очень хорошо, он де убивает хороший звук.

Предвидя возражения, что MP3 вполне способен конкурировать с Audio CD, признаем, что МР3 записанный с битрейтом 256 kbps и более, подавляющее большинство слушателей будет неспособно отличить от оригинальной записи. Однако меломаны скажут, что наверняка найдутся сэмплы в любой композиции, где разница будет заметна, и не в пользу МР3, да и распространяются записи в МР3 в основном с гораздо более низким битрейтом.

   

Страница 6 из 10

Мини чат

Сообщения чата

Partner Direct

Добро пожаловать

Найти на сайте

2

Xiaomi Redmi 4 Pro Оригинал

Реклама Direct Advert